Пятница, 27.01.2023, 00:40 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Особенности взаимодействия психологической службы с кризисными семьями в условиях ПНИ

Особенности взаимодействия психологической службы с кризисными семьями в условиях психоневрологического интерната.

Психоневрологический интернат № 4-медико-социальное учреждение Департамента социальной защиты населения города Москвы основано в 1961 году.

У нас в интернате постоянно проживают и получают полное социальное и медицинское обслуживание инвалиды 1 и 2 группы с 18 лет. Всего проживает – 526человек. Распоряжением Исполкома Моссовета № 40 от 04 февраля 1986 года Дом – интернат для престарелых и инвалидов № 4 перепрофилирован в Психоневрологический интернат № 4 . Специфика нашего интерната состоит в том, что основной контингент проживающих это пожилые люди. У нас даже есть долгожительница  Новгородова Клавдия Петровна ей 10 марта 2010 года исполнилось 100 лет. В интернате существует социальная служба, в которую входят: воспитатели, социальные работники, психолог. Контенгент проживающих  можно условно разделить на : проживающих поступивших из семей и проживающих из детских интернатов (отказники, сироты, инвалиды детства). Работа с каждым проживающим ведется в соответствии с его возможностями и предписаниями в индивидуальной программе реабилитации (ИПР).

Каждый вновь поступающий  обязательно проходит через серию занятий с психологом. Это помогает снять им напряжение, быстрее адаптироваться в новом месте, познакомиться с правилами и нормами нашего учреждения. Конечно же работа с людьми поступившими из семей отличается от работы с выходцами из детских интернатов. Ведь можно сказать, что эти люди приходят к нам из кризисных семей. Если мы обратимся к понятию кризисная семья, то будем исходить из того, что это семья попавшая в трудную жизненную ситуацию.

Моя работа с семьями проживающих, как психолога - это направление по социально-психологической реабилитации и адаптации.

Вообще в озрастной диапазон посещающих психолога от18 лет и старше. Проживающие могут обратиться ко мне как самостоятельно, так и по направлению врача, по моему приглашению. Это могут быть разовые встречи, занятия в регулярных группах, серия индивидуальных занятий, а некоторые испытывают постоянную потребность в общении со мной. Вновь поступившие проходят серию из 9-10 обязательных занятий с психологом. Это, конечно не закреплено никаким документом, но это уже наша практика, которая дает неплохие результаты в скорейшей адаптации к жизни в ПНИ. При работе обязательно учитывается диагноз пациента, это является отправной точкой в работе. Помимо этого одним из важнейших моментов это работа с семьей, родственниками проживающего. В карте проживающего обязательно указывается кто навещает пациента. Родственники могут приходить на консультации, высказывать свои пожелания, иногда претензии .

В  своей работе я следую должностной инструкции психолога социально-правовой службы ПНИ №4 , приказам и распоряжениям директора ПНИ и непосредственного руководителя. На меня возлагаются следующие функции:

- содействие активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека;

- способствование улучшению взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением;

- участие в работе по формированию психологической, социальной политике учреждения;

-проведение психологической диагностики различного профиля и предназначения;

-составление психологического заключения с целью ориентации медицинского персонала в проблемах социального и личностного состояния обеспечиваемых;

- проведение консультативной работы с родственниками проживающих;

- консультирование сотрудников интерната по вопросам практического применения психологии с целью повышения их социально-психологической компетентности;

- способствование гармонизации социальной сферы, планирование и осуществление мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации проживающих;

- планирование своей работы и ведение отчетной документации по установленной форме;

- требование от руководства ПНИ оказания содействия в исполнении обязанностей.

Моя работа по взаимодействию с кризисными семьями делится на следующие блоки:

- тематические беседы

 - консультирование (индивидуальное, групповое)

- сеансы психоэмоциональной разгрузки в сенсорной комнате

- просмотры тематических видеофильмов

 -лекции .

Коротко я хотела  бы раскрыть содержание каждого блока. Итак,  тематические беседы были проведены беседы по темам: «Личность. Основные потребности личности.», «Жизненные критические ситуации.»,« Страх самостоятельности.», Такие беседы проводятся как с группой, так и индивидуально.

Сеансы снятия психоэмоционального напряжения в сенсорной комнате оказывают комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорных комнат для людей со специальными нуждами, с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации, с хроническими болями, посттравматическими болями, а также для всех людей нуждающихся в восстановлении и сохранении психоэмоционального равновесия.
        Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы:

·         стимулирует все сенсорные процессы;

·         создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере;

·         возбуждает интерес к исследовательской деятельности;

·         корректирует нарушенные высшие корковые функции;

·         развивает общую и мелкую моторику и корректирует двигательные нарушения.

Очень помогает в работе с проживающими использование домашних фотографий, фотоальбомов. Для этого я прощу родственников приносить из дома фотографии, с обратной стороны они подписывают мне: тех кто изображен, когда, мероприятие. Работа с воспоминаниями с использованием фотографий очень эффективна для активизации процессов памяти, появлению положительных эмоций. Человек попадая в учреждения стационарного типа, не зависимо от его профиля постепенно снижает свою социальную активность, становится пассивным. Зачастую это связано с тем, что родственники реже посещают пациента, либо вообще прекращают общение. Это очень серьезно сказывается на психоэмоциональном состоянии проживающего, он как ребенок спрашивает о родных , ждет их. И в этом случае приходится опять работать с такими забывчивыми родственниками призывая их прийти навестить папу, маму, сына или дочь.

       

Работа психолога в ПНИ « вынуждает» находиться в постоянном профессиональном и творческом поиске, это ежедневный труд исследователя и экспериментатора . Работа часто представляет из себя путь проб и ошибок, но все это во имя усовершенствования и эффективности деятельности психолога в стенах психо- неврологического интерната.

Сложностей в работе с кризисными семьями много начиная от этических заканчивая правовыми.

Пока еще не разработаны и утверждения :

- требования к плану работы психолога

-организации и использованию рабочего времени

- количество человек посещающих психолога в течении рабочего дня

- модель и профессиональные характеристики деятельности психолога системы социальной защиты населения

-отсутствие слаженности и согласованности в работе медиков и психологов

-формы отчетности психолога

 Но есть главное, это специалисты-психологи и их желание работать по оказанию психологической помощи населению.

Пятибратова И.В.

Кандидат психологических наук, психолог ПНИ №4

121433 Москва, ул. Полосухина, д.3

Телефон:(495) 144-26-83, доб. 146