Вторник, 16.04.2024, 22:41 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Значение коррекционно-развивающих программ для социальной адаптации молодых инвалидов в стационарах

Значение коррекционно-развивающих программ для социальной адаптации молодых инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социальной защиты населения г. Москвы ( ПНИ № 4).

Проблема социальной адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами. Несмотря на это, процесс адаптации этой категории граждан к основам жизнедеятельности общества остается практически неизученным, а именно он решающим образом определяет всю эффективность тех коррекционных мероприятий, которые принимают наши специалисты, работающие с молодыми инвалидами проживающими в ПНИ.

Настал момент представить проблему инвалидности не как проблему определенного круга» неполноценных людей», а как проблему всего общества в целом. Ее сущность определена правовыми, экономическими, производственными, коммуникативными, психологическими особенностями взаимодействия инвалидов с окружающей деятельностью. Самые серьезные аспекты проблемы инвалидности связаны с возникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам с нарушениями социального поведения активно включиться в жизнь общества. Структура производства, культуры, социальных услуг остается неприспособленной к нуждам больных людей.

Инвалидность-это специфическая особенность развития и состояния личности, часто сопровождающаяся ограничениями в жизнедеятельности в самых разнообразных ее сферах. На наш взгляд, важнейшим условием социальной адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Идею социальной адаптации молодых инвалидов на словах поддерживает большинство, однако на деле мы видим сложность и неоднозначность отношения здоровых к больным.

Можно констатировать, что в настоящее время процесс социальной адаптации молодых инвалидов затруднен поскольку:

-имеются существенные проблемы в области взаимоотношений с окружающими;

-молодые инвалиды проживающие в ПНИ имеют страх и неуверенность перед самостоятельным проживанием;

- финансовое неблагополучие.


Мы выделяем следующие задачи коррекционно-развивающей работы с молодыми инвалидами:

- нормализация учебной деятельности молодых инвалидов

- активизация познавательной деятельности

-социально-трудовая адаптация

-коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития

-психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего срока проживания молодых инвалидов.

В соответствии с задачами была разработана комплексная программа социальной адаптации для разных категорий проживающих в ПНИ № 4.

В рамках этой коррекционно-развивающей программы проводится целенаправленное и систематическое проведение комплексных мер по социальной адаптации и подготовке инвалидов, проживающих в интернате, к самостоятельной жизни, в том числе:

  • социально-средовая адаптация, включающая занятия по развитию коммуникативных навыков, занятия по расширению знаний об окружающей среде и основам безопасности жизнедеятельности, формирование социально значимых межполовых отношений, правовое просвещение.

  • улучшение интеграции молодых инвалидов ПНИ № 4 в жизнь местного сообщества: участие в массовых культурных, благотворительных, спортивных мероприятиях, религиозных обрядах, посещение инфраструктуры города, обширная экскурсионная программа по достопримечательным местам Москвы и Московской области, так же выезд в санатории и дома отдыха и регулярные туристические поездки в другие страны (Украина, Турция).

  • создание мультипрофессиональных бригад специалистов, включающих психолога, воспитателей, библиотекаря, медицинских работников для координации медицинских, педагогических, психологических действий и социальной работы по социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни молодых инвалидов в ПНИ № 4.

  • реализация программ профессионально – трудовой реабилитации молодых инвалидов, в том числе создание в условиях интерната специальных рабочих мест, оказание помощи в поиске рабочих мест в организациях и предприятиях за пределами интерната.

  • выявление инвалидов, имеющих потенциал для дальнейшего самостоятельного проживания, разработка и реализация индивидуальных программ подготовки молодых инвалидов к самостоятельной жизни вне интерната.

В настоящее время особое внимание обращено к теме социализации воспитанников школ интернатов и детских домов. Многие выпускники детских домов и школ интернатов покидая свои учреждения к сожалению не подготовлены к жизни. Они с трудом устраиваются на работу, не могут обратиться за помощью к окружающим, не знают где и как получить те или иные документы. Однако подготовить воспитанников к предстоящей жизни повысить их социальную компетентность возможно и в условиях психоневрологического интерната.

На базе нашего интерната разработана и апробируется двухгодичная коррекционно-развивающая программа « Мы вместе» по социальной адаптации молодых инвалидов к самостоятельному проживанию.

Программа направлена на повышение социальной компетентности молодых инвалидов, направлена на знакомство с инфраструктурами, социальными ролями, которые предстоит освоить выпускникам, на развитие ответственности перед собой и обществом, формирование адаптивных стратегий поведения, принятие себя со своими достоинствами и недостатками, умение видеть перспективу и планировать будущее.

Программа структурно включает в себя:

  • учебно-образовательный компонент (в том числе знакомство с нормативно правовыми документами;

  • использование разнообразных форм интерактивного взаимодействия ведущего и участников (ролевые игры, беседы, тестовые задания, дискуссии, интервьюирование и пр.);

  • практические занятия (посещение поликлиники, ЦСО, ОВД и пр.);

  • неформальное общение (просмотр фильмов с последующим обсуждением, чтение книг, статей, брошюр по тематике программы).

Все это способствует развитию самостоятельности воспитанников, а значит снижению рисков, связанных с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, взаимодействию с широким социумом, организации свободного времени, получению медицинской помощи, созданию и сохранению собственной семьи.

Обучаясь по программе, воспитанники лучше проходят период постинтернатной адаптации.

По этой программе в данный период обучается 12 человек в возрасте от 18 до 35 лет. За два с половиной года существования этой программы семь воспитанников уже получили квартиры, успешно работают и создают свои семьи.

К сожалению, службы социальной защиты не всегда выполняют дальнейший надзор за судьбой инвалидов после выпуска из интерната, и последние вынуждены обращаться в родной интернат за консультациями, поддержкой и помощью. Необходимо создание эффективной системы социального сопровождения, в том числе патронажа и консультирования, проживающих самостоятельно, выпускников интернатных учреждений.

Но только коррекционно-развивающими программами проблему социальной адаптации молодых инвалидов не решить, поэтому для достижения цели необходимо:

-усиление социальной поддержки инвалидов;

- расширение спектра услуг по социальной адаптации и реабилитации предоставляемых инвалиду;

- создание условий для безбарьерной доступной среды жизнедеятельности для инвалидов посредством обеспечения беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры, транспортным средствам и информации.;

-содействие развитию социокультурной сферы и адаптивной физической культуры для инвалидов как средств их реабилитации и социальной интеграции в общество

-создание благопрятных условий для вовлечения инвалидов в общественную жизнь

-формирование правовых, социально-экономических условий для проведения комплексной реабилитации и социальной адаптации инвалидов

- обеспечение системы реабилитации путем организации взаимодействия, преемственности и соверщенствования форм работы учреждений, осуществляющих социальную адаптацию и реабилитацию инвалидов;

-установление тесной, постоянной преемственности в работе ПНИ и ДДИ по разработке и осуществлению коррекционно-развивающих программ для социальной адаптации молодых инвалидов проживающих в стационарных учреждениях.