Методическое объединение психологов системы социальной защиты населения города Москвы
Особенности взаимодействия психологической службы с кризисными семьями в условиях ПНИ
Особенности взаимодействия
психологической службы с кризисными семьями в условиях психоневрологического
интерната. Психоневрологический интернат № 4-медико-социальное учреждение
Департамента социальной защиты населения города Москвы основано в 1961 году. У нас в интернате постоянно проживают и получают полное социальное и
медицинское обслуживание инвалиды 1 и 2 группы с 18 лет. Всего проживает –
526человек. Распоряжением Исполкома Моссовета № 40 от 04 февраля 1986 года Дом
– интернат для престарелых и инвалидов № 4 перепрофилирован в
Психоневрологический интернат № 4 . Специфика нашего интерната состоит в том,
что основной контингент проживающих это пожилые люди. У нас даже есть
долгожительница Новгородова Клавдия Петровна
ей 10 марта 2010 года исполнилось 100 лет. В интернате существует социальная
служба, в которую входят: воспитатели, социальные работники, психолог.
Контенгент проживающих можно условно
разделить на : проживающих поступивших из семей и проживающих из детских
интернатов (отказники, сироты, инвалиды детства). Работа с каждым проживающим
ведется в соответствии с его возможностями и предписаниями в индивидуальной
программе реабилитации (ИПР). Каждый вновь поступающий
обязательно проходит через серию занятий с психологом. Это помогает
снять им напряжение, быстрее адаптироваться в новом месте, познакомиться с
правилами и нормами нашего учреждения. Конечно же работа с людьми поступившими
из семей отличается от работы с выходцами из детских интернатов. Ведь можно
сказать, что эти люди приходят к нам из кризисных семей. Если мы обратимся к
понятию кризисная семья, то будем исходить из того, что это семья попавшая в
трудную жизненную ситуацию. Моя работа с семьями проживающих, как психолога - это направление по
социально-психологической реабилитации и адаптации. Вообще в озрастной диапазон посещающих психолога от18 лет и старше.
Проживающие могут обратиться ко мне как самостоятельно, так и по направлению
врача, по моему приглашению. Это могут быть разовые встречи, занятия в
регулярных группах, серия индивидуальных занятий, а некоторые испытывают
постоянную потребность в общении со мной. Вновь поступившие проходят серию из
9-10 обязательных занятий с психологом. Это, конечно не закреплено никаким
документом, но это уже наша практика, которая дает неплохие результаты в
скорейшей адаптации к жизни в ПНИ. При работе обязательно учитывается диагноз
пациента, это является отправной точкой в работе. Помимо этого одним из
важнейших моментов это работа с семьей, родственниками проживающего. В карте
проживающего обязательно указывается кто навещает пациента. Родственники могут
приходить на консультации, высказывать свои пожелания, иногда претензии . В своей работе я следую
должностной инструкции психолога социально-правовой службы ПНИ №4 , приказам и
распоряжениям директора ПНИ и непосредственного руководителя. На меня
возлагаются следующие функции: - содействие активизации потенциала собственных возможностей отдельного
человека; - способствование улучшению взаимоотношений между отдельными людьми и их
окружением; - участие в работе по формированию психологической, социальной политике
учреждения; -проведение психологической диагностики различного профиля и
предназначения; -составление психологического заключения с целью ориентации медицинского
персонала в проблемах социального и личностного состояния обеспечиваемых; - проведение консультативной работы с родственниками проживающих; - консультирование сотрудников интерната по вопросам практического
применения психологии с целью повышения их социально-психологической компетентности; - способствование гармонизации социальной сферы, планирование и
осуществление мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации
проживающих; - планирование своей работы и ведение отчетной документации по
установленной форме; - требование от руководства ПНИ оказания содействия в исполнении
обязанностей. Моя работа по взаимодействию с
кризисными семьями делится на следующие блоки: - тематические беседы - консультирование
(индивидуальное, групповое) - сеансы психоэмоциональной разгрузки в сенсорной комнате - просмотры тематических видеофильмов -лекции . Коротко я хотела бы раскрыть
содержание каждого блока. Итак, тематические беседы были проведены беседы по
темам: «Личность. Основные потребности личности.», «Жизненные критические
ситуации.»,« Страх самостоятельности.», Такие беседы проводятся как с группой,
так и индивидуально. Сеансы снятия психоэмоционального напряжения в сенсорной комнате
оказывают комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему
человека, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение
полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности
сенсорных комнат для людей со специальными нуждами, с проблемами в развитии,
обучении, поведении и социальной адаптации, с хроническими болями,
посттравматическими болями, а также для всех людей нуждающихся в восстановлении
и сохранении психоэмоционального равновесия. ·
стимулирует все сенсорные процессы; ·
создает положительный эмоциональный фон и
помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере; ·
возбуждает интерес к исследовательской
деятельности; ·
корректирует нарушенные высшие корковые функции;
·
развивает общую и мелкую моторику и корректирует
двигательные нарушения. Очень помогает в работе с
проживающими использование домашних фотографий, фотоальбомов. Для этого я прощу
родственников приносить из дома фотографии, с обратной стороны они подписывают
мне: тех кто изображен, когда, мероприятие. Работа с воспоминаниями с
использованием фотографий очень эффективна для активизации процессов памяти,
появлению положительных эмоций. Человек попадая в учреждения стационарного
типа, не зависимо от его профиля постепенно снижает свою социальную активность,
становится пассивным. Зачастую это связано с тем, что родственники реже
посещают пациента, либо вообще прекращают общение. Это очень серьезно
сказывается на психоэмоциональном состоянии проживающего, он как ребенок
спрашивает о родных , ждет их. И в этом случае приходится опять работать с
такими забывчивыми родственниками призывая их прийти навестить папу, маму, сына
или дочь. Работа психолога в ПНИ «
вынуждает» находиться в постоянном профессиональном и творческом поиске, это
ежедневный труд исследователя и экспериментатора . Работа часто представляет из
себя путь проб и ошибок, но все это во имя усовершенствования и эффективности деятельности
психолога в стенах психо- неврологического интерната. Сложностей в работе с кризисными
семьями много начиная от этических заканчивая правовыми. Пока еще не разработаны и
утверждения : - требования к плану работы
психолога -организации и использованию
рабочего времени - количество человек посещающих
психолога в течении рабочего дня - модель и профессиональные
характеристики деятельности психолога системы социальной защиты населения -отсутствие слаженности и
согласованности в работе медиков и психологов -формы отчетности психолога Но есть главное, это специалисты-психологи и
их желание работать по оказанию психологической помощи населению. Пятибратова И.В. Кандидат психологических наук, психолог ПНИ №4 121433 Москва, ул. Полосухина, д.3 Телефон:(495) 144-26-83, доб. 146
Сочетание разных стимулов (света,
музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на
психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее,
расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому
сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет
активизировать различные функции центральной нервной системы: